Контейнеры для сбора биоматериала
Хочу начать разговор о проблеме с анекдота из реальной жизни. В фойе пятизвездочного турецкого отеля у телевизора собралась разноплеменная публика в ожидании запаздывающего экскурсионного автобуса. Здесь, помимо русских, бельгийцы, англичане, немцы, жители арабских эмиратов. Все смотрят не нуждающуюся в переводе юмористическую программу, что-то вроде «скрытой камеры». На экране приличная дама заполняет яблочным соком милые пластиковые стаканчики с плотно завинчивающимися крышками, складывает их в сумку и направляется в «Макдоналдс». Усевшись за столик с подносом обычного фаст-фуда, она начинает доставать баночки с подозрительной желтой жидкостью из сумки, развинчивать их и запивать еду. На лицах ее соседей по ресторану удивление сменяется ужасом, отвращением, а она начинает предлагать им попробовать.… Не стану обсуждать мое личное отношение к юмору подобного сорта, однако все зрители в холе от души потешались, но только не русские. Наши соотечественники спрашивали друг друга: «А в чем дело? Такие милые стаканчики...» А ведь в отеле этом жили не самые обездоленные или непросвещенные из россиян.
Это один из примеров нашей отсталости, в частности, в области лабораторной медицины. Ситуация со сбором и доставкой в лабораторию материала для общих клинических анализов, того самого, что мы собираем дома, представляется специалистам наиболее критической. Пожалуй, ни в одной стране мира уже давно не считается допустимым, чтобы для этого использовалась случайно подвернувшаяся тара, и чтобы готовили ее пациенты, не имеющие необходимых для этого знаний и навыков. Как нашим отдыхающим невдомек было, для чего в цивилизованном мире используют эти контейнеры с завинчивающейся крышечкой, так и ни один иностранец не поймет назначения спичечного коробка или банки из-под майонеза, увидев их в лаборатории. С нашей точки зрения, эта ситуация недопустима и постыдна для нашей страны.
При оценке значимости решения этой проблемы следует учитывать, что более 70% выявленных ошибок исследования являются следствием неадекватного, безграмотного сбора материала, нарушений условий его транспортировки. Существует два основных варианта последствий недостоверной диагностики: первый – когда ошибка выявлена сразу, т.е. полученные данные, как шутят специалисты, «несовместимы с жизнью», и второй - когда ошибка сразу не выявляется.
В первом случае, получив материал в случайной таре и проведя его исследование, врач-лаборант в сердцах может написать поперек бланка «Обнаружен майонез!», а мне приходилось видеть такие бланки. Последствиями же такого анализа станут впустую потраченные рабочее время специалиста и прибора, расходные материалы и реактивы. А также, возникнет необходимость повторного исследования. И все эти потери с гарантией в 20 раз превзойдут стоимость штатного контейнера для сбора анализа. Единственное, что в данном случае будет трудно учесть, так это последствия потери времени для пациента: иногда это не существенно, а порой – счет идет на часы.
Во втором случае, когда ошибка анализа обнаруживается не сразу, последствия куда как серьезнее. Итак, представим: вот пациент бродит по дому в поисках посуды для сдачи анализа и набредает на баночку от меда или варенья. Он ее моет и, с бытовой точки зрения, моет довольно чисто. А вот с точки зрения лабораторной диагностики, в баночке на резьбе, в уголках остаются следы сахаров, которые, постепенно растворяясь в моче, дают серьезные основания для постановки диагноза «сахарный диабет» в начальной стадии, когда клинические проявления еще практически не выражены и не могут послужить основанием для сомнений. Значит нужно срочно начинать лечение! И вот тут-то к потерям, описанным в первом случае, прибавятся трудно поддающиеся расчету потери на неадекватное лечение и дорогой инсулин, моральная травма пациента в связи тяжелым диагнозом. И все они будут тем существеннее, чем дольше истина не выплывет наружу.
В цивилизованном мире проблема сбора и доставки в лабораторию материлала для общеклинических анализов мочи и кала давно решена за счет обязательного использования одноразовых асептических или стерильных пластиковых контейнеров. Причем, пути решения известны следующие:
1. В медицинских стационарах подобные контейнеры для сбора этого типа анализов применяются в безальтернативном порядке, т.е. выдаются больным при назначении этих анализов в стационаре. У нас же, как известно, в подавляющем большинстве мед. учреждений для этого используются стеклянные флаконы из-под внутривенных растворов, которые перемещаются по больнице в открытом виде в нарушение всех мер по борьбе с внутрибольничными инфекциями.
2. В случае амбулаторного обследования при назначении общеклинических анализов действуют двумя путями:
а) В первом случае, стоимость одноразового контейнера включена в страховую стоимость соответствующего анализа, и контейнер бесплатно выдается пациенту вместе с направлением на анализ.
б) Во втором случае, в тех странах, где структура страховой стоимости анализа иная, действует фискальная схема, а именно: пациента обязывают приобретать контейнер в аптечной сети, поскольку материал в иной таре лабораторией к анализу не принимается. Но в этой ситуации контейнеры абсолютно доступны (не только по цене, но и по наличию в любой аптеке).
В Европейских странах количество контейнеров для сбора общеклинических анализов мочи и кала, ежегодно реализуемых через аптеки, составляет примерно 1 контейнер на 2-3 человека населения. Например, в Италии, только мочевых контейнеров в год реализуется более 20 млн. штук при населении страны 56 млн. человек.
На пути решения этой социально значимой проблемы Департаментом здравоохранения г. Москвы сделан уже существенный шаг – 22 февраля 2005 г. утверждена «Памятка для пациентов о правилах подготовки к сдаче анализов мочи и кала», в которой, в частности, пациентам рекомендуют приобретать одноразовые контейнеры в аптечной сети. К сожалению, несмотря на готовность москвичей следовать этой рекомендации, контейнеры мало доступны для населения, поскольку они не включены в обязательную номенклатуру для аптек и аптечных киосков. Кроме того, относительно низкая стоимость контейнеров и довольно большой объем, занимаемый ими при хранении на складе, не способствуют высокой привлекательности этого типа товара для аптек и сетевых дистрибьюторов.
Переход на массовое использование этих контейнеров амбулаторными пациентами, помимо утвержденной уже Памятки, требует широкой рекламы и обеспечения доступности контейнеров во всех аптеках.
Хотелось бы, чтобы возобладал технологичный, системный подход к организации нашей медицины, который предполагает понимание того, что в целостной системе не бывает мелочей, вещей неважных и несущественных. Нарушение, некачественная работа любого звена системы, в частности системы лабораторной диагностики, разрушает ее, делает функционирование системы не эффективным как технологически, так и экономически. Надеемся дождаться того времени, когда мы сможем гордиться нашими лабораториями, именно гордится, поскольку сочетание современных технологий с российской изобретательностью всегда приносили прекрасные плоды. И еще хотелось бы, чтобы ни один человек не испытывал унижения, мыкаясь в поисках баночки или спичечного коробка для сдачи анализа, а без проблем мог приобрести его в ближайшей аптеке.
А.М. Пустынникова
ООО «ГЕМ»